Научно исследовательский центр археологии
Турочакские писаницы Турочакские писаницыСопоставление первой и второй Турочакских писаниц показывает определенную близость этих памятников. Остановимся на данной проблеме более детально. Первое, что сближает эти местонахождения, способ нанесения рисунков. Все они выполнены красной (с различными оттенками)...
Истоки мировоззрения Истоки мировоззренияВероятно, именно в недрах окунёвской культуры следует искать истоки мировоззрения, обусловившего особенности наземных сооружений эпохи поздней бронзы, получивших наиболее яркое воплощение в планиграфии херексуров. Образно говоря: крест на донцах окунёвских...
Ритуальные памятники Ритуальные памятникиК вопросу о ритуальных памятниках эпохи бронзы южной Сибири: В разные годы авторами этой статьи были открыты своеобразные и по всем признакам близкие друг другу памятники эпохи бронзы, представляющие несомненный интерес для решения некоторых вопросов культурогенеза....
Окуневское искусство Памятники окуневского искусстваПредставляется, что памятники окуневского искусства, монументальная скульптура, наскальные изображения и мелкая пластика имеют достаточно много...
строительные леса паспорт лспр 200
Фрагменты керамики
Были найдены фрагменты керамики и куски дерева. Публикуя эти материалы, Л. Р. Кызласов отнёс исследованные А. В. Адриановым и С. А. Тешюуховым "площадки" к жертвенно-поминальным сооружениям, но отметил, что "могут ли эти памятники относиться к эпохе бронзы - покажет будущее".

В 1977 г. такой же памятник в Северной Туве был раскопан А. М. Мандельштамом у с. Малиновка. "Новым типом памятников, - писал А. М. Мандельштам, - является большая прямоугольная ограда из вертикально установленных плит, имеющая два противолежащих "коридора" и центральную наземную камеру.

В пределах последней обнаружены два скопления кальцинированных костей. В разных частях сооружения найдено значительное количество обломков своеобразной, богато орнаментированной керамики, датировку которой, однако, сейчас ещё трудно установить". В южной части Алтая серия аналогичных памятников исследована А. С. Суразаковым на могильнике Ирбисту.

По всем признакам (прямоугольная форма оград, деление их на 3 части внутренними перегородками, вертикально вкопанные камни при "входе", ямы, обложенные плитками и остатки сожжений на площади) они сближаются с барлыкскими и узунтальскими. С последними их объединяет в ещё большей степени ориентировка оград по сторонам света, каменные вымостки в северной части сооружений, наличие здесь же безынвентарных захоронений с западной и северо-западной ориентировкой.

Из вещей в могильнике Ирбисту I найдены только несколько фрагментов керамики, украшенных жемчужинами. Отметив трудность датировки памятника, А. С. Суразаков (в основном по конструктивным особенностям наземных сооружений, напоминающих херексуры) отнёс его к эпохе финальной бронзы, "понимая этот период в широком плане, т. е. включая сюда и раннескифское время".

На наш взгляд, более или менее точное определение хронологической и культурной принадлежности рассматриваемых памятников может быть дано, исходя из особенностей планиграфии, обряда погребений, связанных с ними захоронений и анализа керамики. С точки зрения планиграфии явные аналогии им можно увидеть в удлинённо-прямоугольных выкладках с округлой пристройкой ("апсидой") с внешней стороны и различным образом расположенными перегородками на площади.

На Алтае Е. А. Окладникова выделила их в тип "сложно-подпрямоугольных сооружений" ритуального характера. В Центральной Туве в 1962 г. Д. Г. Савиновым было открыто и в 1965 г. Ю. И. Трифоновым раскопано крупное сооружение с "апсидой", к сожалению, не давшее никаких датирующих материалов. Оно представляло собой прямоугольную ограду длиной около 17 м из вертикально вкопанных мелких плиток, вытянутую в направлении 3 - В, и с полукруглой "апсидой" с восточной стороны.

Площадь ограды разделена внутренними перегородками на 3 равные части. С внутренней стороны крайних стенок симметрично было пристроено 6 каменных ящичков (Аргалыкты П, объект 1). Типологически близкие постройки из вертикально вкопанных плиток с "апсидой" и продольным делением площади известны среди мегалитических сооружений Северного Тибета.

Расширяя круг возможных аналогий, можно отметить, что округлые пристройки типа "апсиды" встречаются у некоторых херексуров в Монголии; причём в отдельных случаях расположенные на площади оленные камни также как бы делят её на 2 части. В одновременных с ними памятниках каменноложского этана на севере Минусинской котловины интересны 2 случая: ограда.

Ефремкино, названная "лугавским храмовым комплексом" с прямоугольной пристройкой, также как бы разделённая на 3 части; и разделительные стенки на площади жертвенных сооружений Устинкинского могильника. Вес приведенные памятники, разделённые пространством и, возможно, временем, представляют собой ритуальные (или ритуально-жертвенные) сооружения, в круг которых входят и ограды могильников Барлык II и Узунтал IV.

В Центральном Казахстане такие же ограды с "апсидой", но содержащие захоронения в каменных ящиках, относятся к андроновской культуре, что, естественно, нельзя принимать как определитель их культурной принадлежности по всей территории распространения, однако, возможно, является указанием на широкий ареал формирования связанных с ними представлений.

Безынвентарные захоронения, открытые вместе с оградами на могильниках Узунтал IV и Ир-бисту I, с наибольшим основанием могут быть отнесены к погребениям вблизи уровня древней поверхности монгунтайгинского типа, выделенного А. Д. Грачом и в целом отнесённого им к эпохе бронзы. Типологически близкие захоронения характерны и для херексуров. На западе ареал их распространения прослеживается до Средней Азии.

По классификации Вл. А. Семёнова и К. В. Чугунова, узунтальские погребения (в неглубоких ямах, окружённых кольцами) ближе к ранним вариантам памятников монгунтайгинского типа, а не к захоронениям в цистах, частично относящихся уже к раннескифскому времени. Как уже отмечалось, найденные фрагменты керамики с точки зрения определения их культурной принадлежности невыразительны; однако в одном случае керамический материал является достаточно показательным.

Это развалы нескольких орнаментированных сосудов из ограды у с. Малиновка в Северной Туве. Судя по сохранившимся фрагментам, они представляли собой сосуды баночной формы с прямо поставленным венчиком, украшенным наклонными, пересекающимися линиями или сетчатым орнаментом. Верхний орнаментальный пояс отделён от тулова сосуда рядом горизонтальных (реже - зигзагообразных) линий.

Тулово украшено по всей поверхности часто расположенными оттисками удлинённо-овального или ромбического штампа. В некоторых случаях орнаментировано и уплощённое дно сосуда. Несмотря на отдельные вариации при оформлении сосудов, они, несомненно, отражают одну устойчивую керамическую традицию, которая уже известна в Туве по раскопкам других памятников.

Такой же сосуд впервые был найден С. И. Вайнштейном на р. Уюк в погребении в каменном ящике, относящемся ко времени окунёвской культуры. Аналогичная керамика характерна для второго этапа окунёвской культуры на многослойном поселении Тоора-Даш в Саянском каньоне Енисея. Сходство малиновской керамики с керамикой второго слоя окунёвской культуры на Тоор-Даше и сосудом из погребения.

Уюк уже отмечалось Вл. А. Семёновым. При этом особо важное значение имеет зафиксированное археологически длительное переживание окунёвских традиции в Туве вплоть до предскифского времени. Поиск аналогий этой керамики уводит нас на север, где по характеру оформления венчика она напоминает некоторые сосуды каменноложского этапа. В то же время, малиновская керамика по общему принципу оформления сосудов, особенно -сплошной орнаментации тулова, соответствует керамике окунёвской культуры Минусинской котловины.

Причём, наиболее близкие аналогии находятся в керамическом комплексе могильников типа Карасук II. Это сосуды баночной формы с поверхностью, сплошь покрытой оттисками удлинённо-овального штампа, расположенных в шахматном порядке. Дно сосудов уплощённое. Орнамент часто спускается на дно сосудов. На дне некоторых сосудов оттисками штампа выполнена характерная для окунёвской керамики фигура из 2 пересекающихся лингй- крест.

Относительно места погребений типа Карасук II среди других памятникоз окунёвской культуры высказаны различные точки зрения. По определению выделившей их М. Н. Комаровой, это - "своеобразная группа энеолитических памятников на Енисее, которую нельзя отнести к памятникам ни афанасьевской культуры, ни окунёвской.

Принадлежат ли они какому-то другому этапу культурно-исторического развития древнего общества на Енисее или это могилы уже известного нам этапа, остаётся неясным, но погребены в них лица какой-то особой категории, по особому обряду". Однако в дальнейшем все исследователи относили их к раннему этапу окунёвской культуры.

Не касаясь здесь вопроса о хронологии своеобразных окунёвских памятников типа Карасук II, следует отметить, что одной из их наиболее характерных особенностей являются наземные сооружения в виде квадрата, ориентированного углами по сторонам света, с крестообразно расположенными перегородками (или "дорожками"), которые М. Н. Комарова сравнила с устройством одного из херексуров, раскопанного А. Д. Грачом в Юго-Западной Туве. "К сожалению, - отметила М. Н. Комарова, -хронологическая принадлежность могилы в Мугур-Аксы не устанавливается, и мы можем пока говорить только о сходстве её намогильных сооружений с намогильными сооружениями на р. Карасук".

В настоящее время к кругу памятников типа Карасук II может быть отнесён поминально погребальный комплекс с аналогичной планировкой на р. Туим. Поражают масштабы и чётко выраженная социальная окраска этого сооружения: кромлех из менгиров диаметром 82 м, в нём квадрат из вертикально поставленных плит с длиной сторон 16 м с высокими угловыми камнями,

Расположенным с востока "входом" из 6 менгиров и радиально расположенными "крестом" дорожками, на пересечении которых находилось погребение женщины в каменном ящике. Можно предполагать, что сложная планировка, характерная для памятников окунёвской культуры, имевшая, очевидно, определённое социальное значение, сыграла свою роль в формировании особенностей наземных сооружений более позднего времени, в частности, херексуров.

Обращает на себя внимание взаимосвязанный характер всех приведённых выше параллелей: оград из Барлыка П, Узунтала VI, Ирбисту I, Малиновки -с херексурами, прямоугольными оградами с "апсидами" и некоторыми сооружениями каменно ложе кого этапа; связанных с ними захоронений на могильниках Ирбисту I и Узунтал VI - с погребениями мон-гун-тайгинского типа, характерными также для херексуров;

Керамики из Малиновки - с керамикой второго этапа окунёвской культуры в Туве, частично камешюложской и окунёвскими памятниками типа Карасук II в Минусинской котловине; наземных сооружений памятников типа Карасук II и Туим - с херексурами, некоторые из них по своей планиграфии сближаются с прямоугольными оградами с "апсидами", которые по принципу деления площади на три части в наибольшей степени соответствуют оградам из могильников Барлык II и Узунтал VI.

Поселение Тыткескень Поселение ТыткескеньПоселение Тыткескень находится в среднем течении Катуни...
Шлифованные ножи Шлифованные ножи Вогнутые шлифованные ножи представляют собой своеобразный...
Фрагменты керамики Фрагменты керамикиБыли найдены фрагменты керамики и куски дерева. Публикуя эти...
Участки карстовой системы Участки карстовой системыСохранились только наиболее удаленные от былого входа...