Научно исследовательский центр археологии
Турочакские писаницы Турочакские писаницыСопоставление первой и второй Турочакских писаниц показывает определенную близость этих памятников. Остановимся на данной проблеме более детально. Первое, что сближает эти местонахождения, способ нанесения рисунков. Все они выполнены красной (с различными оттенками)...
Истоки мировоззрения Истоки мировоззренияВероятно, именно в недрах окунёвской культуры следует искать истоки мировоззрения, обусловившего особенности наземных сооружений эпохи поздней бронзы, получивших наиболее яркое воплощение в планиграфии херексуров. Образно говоря: крест на донцах окунёвских...
Ритуальные памятники Ритуальные памятникиК вопросу о ритуальных памятниках эпохи бронзы южной Сибири: В разные годы авторами этой статьи были открыты своеобразные и по всем признакам близкие друг другу памятники эпохи бронзы, представляющие несомненный интерес для решения некоторых вопросов культурогенеза....
Окуневское искусство Памятники окуневского искусстваПредставляется, что памятники окуневского искусства, монументальная скульптура, наскальные изображения и мелкая пластика имеют достаточно много...
зеркало казино плэй фортуна
Отличие от современного искусства
В отличие от искусства современного и "классического" периода оно представляет не отдельных художников, народы или страны и даже не расы и континенты, а прежде всего - определенную стадию развития человеческой культуры".

Естественно поэтому, что для корректной реконструкции первобытного творчества необходим учёт не только специфики уровня архаичного мышления, но и реконструкция всего уровня культуры, на котором создавалось анализируемое произведение, что по понятным причинам весьма и весьма сложно, а порой вообще невозможно. Поэтому нет ничего удивительного, что для окуневцев, как и для каракольцев, подобный подход к оформлению погребальных камер был традиционен, хотя порой имеет место и понятное для нас размещение рисунков на могильных плитах.

Достаточно вспомнить хорошо известную в литературе плиту с быками из Разлива X. Предположим, однако, что все эти плиты из погребений, как окуневских, так и каракольских, когда-то стояли где-то в Хакасии или Горном Алтае. В таком случае возникает законный вопрос: почему ни одно изваяние в виде плиты (пригодной для последующего переоформления в погребение) не дошло до нашего времени? И это при обилии в данных регионах разновременных стел и изваяний.

Почему, наконец, использованные якобы вторично плиты встречаются только в захоронениях окуневской культуры (в Минусинской котловине)? Почему мы практически не встречаем их в захоронениях других эпох и культур, где также применялись плиты? И уж совсем непонятно, почему абсолютно аналогичное явление мы наблюдаем теперь уже и на Алтае, в каракольской культуре.

Почему, наконец, окуневцы использовали для своих погребальных камер стелы с весьма стнлистически и тематически ограниченным набором изображений? Ответ на эти вопросы может быть однозначен. Все дело в том, что данные плиты изготовлялись не просто современниками умерших, но именно для погребальных камер, а следовательно, являлись составной частью погребального обряда окуневцев. То же самое было присуще и каракольцам.

Теперь пришло время вернуться к предмету нашего исследования, точнее к аналогичным изображениям лосей на могильных плитах каракольского могильника. Они близки окуневским не только в силу идентичности отдельных персонажей, на которые справедливо указывает В. Д. Кубарев. Их сближает и то, что многие могильные плиты окуневской культуры так же, как многие каракольские, являются палимпсестами.

Наконец, как у окуневских могильных плит, так и у каракольских мы наблюдаем сочетание различных способов нанесения изображений выбивкой, прочеркиванием и гравировкой. Причем неопровержимость этого факта для окуневского искусства, думаю, настолько очевидна, что не требует дополнительных доказательств.

Смотрите хотя бы всё ту же плиту с быками из Разлива X, где пять животных, выполненных различными способами, в единой стилистической манере, перекрывают друг друга. И все же, может быть, лоси на каракольских плитах были нанесены значительно раньше, и плиты в данном случае использовались вторично? Этот вопрос принципиален и поэтому требует особого анализа. Ключом к пониманию данного сюжета является плита 3 из пятого погребения Каракольского могильника. Приведем, вслед за автором раскопок, её описание. Плита 3.

Размеры 103x99x5 см. Цвет серо-коричневый. Порода слоистая. Часть плиты пострадала от сырости. При этом верхняя корочка плиты, отслоившись, рассыпалась. Вместе с ней частично пострадал и один большой рисунок, выполненный светло-красной охрой. (На прорисовке всей плиты этот рисунок отсутствует). Это была крупная антропоморфная фигура (первоначальная высота составляла приблизительно 58-60 см), изображённая анфас.

Ещё при раскопках различались части многолучевой короны и голова. К настоящему времени осталась только нижняя половина фигуры: ногн - двумя контурными полосами, руки - сплошными широкими (1,5 см) полосами красного цвета, заканчивающиеся черными кистями - хвостами. Кроме аморфного пятна красной охры других крашеных рисунков на этой плите нет. Следует только отметить, что и на плите 3, по её верхнему краю, изнутри нанесена полоса охры шириной 4-5 см ( на прорисовке отсутствует. - М. В.), т. е. она является продолжением такой же полосы, нанесенной в верхней части плиты.

Совершенно ясно, то они служили декоративным оформлением ящика, окаймляя его изнутри. Описанный фрагмент крашеного рисунка наложен на целую серию выбитых рисунков, расположенных к нему под углом в 90°. В данном случае повторяется момент вторичного использования плиты-сгелы с более ранними выбитыми рисунками. Они занимали, очевидно, её треть и были расположены только в верхней части.

Затем нижняя часть плиты была оббита для того, чтобы отвечать новому назначению в качестве стенки каменного ящика. Основные изображения плиты-стелы: идущий вправо лось в верхней части; справа и внизу от него антропоморфное солнцеголовое существо не то с поводом. не то с копьём, направленным к шее лося.

Таким образом, из описания, прорисовок и фотографий отчетливо явствует имеющая место композиционная связь изображения лося и антропоморфной фигуры "солнцеголового" существа, из чего неоспорима и связь так называемого "периода охотников" или "периода лося", датируемого В. Д. Кубаревым VI - серединой Ш тыс. до н. э., со вторым выделяемым им периодом "пастухов" или "человеко-солнце-быка", датируемым В. Д. Кубаревым второй половиной Ш тыс. до н. э. Таким образом, искусственность первых двух этапов, выделяемых В. Д. Кубаревым, очевидна.

Столь же просто доказывается несостоятельность и третьего этапа, называемого "периодом шаманов" и датируемого концом Ш тыс. - началом II тыс. до н. э.. К этому периоду, как полагает исследователь, относятся "персонажи все те же, что и на втором этане, но техника и стиль исполнения иные: тонкая гравировка схематичных, часто незаконченных и ирреалистичных изображений и полихромные росписи фантастических маскированных фигур". Уязвимость цитируемой посылки очевидна.

Достаточно посмотреть на плиту № 1 погребения 5, где в центре краской изображено существо в маске хищника, в "солнцеголовом" уборе и с гравированными бычьими рогами. Профильная поза, характера ли головной убор, рога абсолютно аналогичны таким же аксессуарам существ, относимых автором ко второму периоду.

Очевидно, таким образом, что, как и в окуневских изображениях на могильных плитах, рисунки на каракольских стелах едшюкультурны и в целом одновременны. По-видимому, прав В. Д. Кубарев в том, что крашеные фигуры, объединённые и композиционно, наносились на стенки ящика последними перед погребением, о чем ярко свидетельствует и красная полоса охры, оконтуривающая верхний срез изнутри саркофага.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том. что изображения лосей на каракольских погребальных ящиках (как и весь рассматриваемый комплекс) относятся к каракольской культуре эпохи бронзы Горного Алтая и датируются периодом развитой бронзы, т. е. двумя первыми третями IIтыс. дон. э.. По аналогии с ними таким же образом следует интерпретировать а Турочакские писаницы, отнеся их к Каракольской культуре.

Поселение Тыткескень Поселение ТыткескеньПоселение Тыткескень находится в среднем течении Катуни...
Шлифованные ножи Шлифованные ножи Вогнутые шлифованные ножи представляют собой своеобразный...
Фрагменты керамики Фрагменты керамикиБыли найдены фрагменты керамики и куски дерева. Публикуя эти...
Участки карстовой системы Участки карстовой системыСохранились только наиболее удаленные от былого входа...