Научно исследовательский центр археологии
Турочакские писаницы Турочакские писаницыСопоставление первой и второй Турочакских писаниц показывает определенную близость этих памятников. Остановимся на данной проблеме более детально. Первое, что сближает эти местонахождения, способ нанесения рисунков. Все они выполнены красной (с различными оттенками)...
Истоки мировоззрения Истоки мировоззренияВероятно, именно в недрах окунёвской культуры следует искать истоки мировоззрения, обусловившего особенности наземных сооружений эпохи поздней бронзы, получивших наиболее яркое воплощение в планиграфии херексуров. Образно говоря: крест на донцах окунёвских...
Ритуальные памятники Ритуальные памятникиК вопросу о ритуальных памятниках эпохи бронзы южной Сибири: В разные годы авторами этой статьи были открыты своеобразные и по всем признакам близкие друг другу памятники эпохи бронзы, представляющие несомненный интерес для решения некоторых вопросов культурогенеза....
Окуневское искусство Памятники окуневского искусстваПредставляется, что памятники окуневского искусства, монументальная скульптура, наскальные изображения и мелкая пластика имеют достаточно много...
Окуневское искусство
Представляется, что памятники окуневского искусства, монументальная скульптура, наскальные изображения и мелкая пластика имеют достаточно много специфических стилистических особенностей, связывающих между собой эти виды изобразительного творчества.

Мы уже писали выше о бычьих рогах и хвостах, имеющих место как на реалистических и фантастических образах, так и на стелах и антропоморфных изображениях окуневцев. Изображение личин близких, а порой и тождественных стилистически, встречается как на монументальных скульптурах, так и на могильных плитах и наскальных изображениях.

Одним из основных аргументов в пользу хронологического различия стел и рисунков на погребальных плитах является стела из Знаменки. Я. А. Шер считает, что изображения быков и повозки (окуневские) нанесены на более раннюю стелу (доокуневскую).

Однако автор почему-то не допускает возможности, что быков на стелу нанесли через очень короткий промежуток времени, а возможно, что и сам ваятель стелы. Это тем более странно для Я. А. Шера, поскольку в цитируемой монографии он не раз демонстрирует предельно осторожный подход к палимпсестам. Он пишет, в частности: "Немного дает и особый вид стратиграфии в тех случаях, когда одни рисунки бывают перекрыты другими, так называемые палимпсесты.

В этих случаях очевидным и несомненным является то, что верхний рисунок моложе нижнего, но насколько моложе - этот вопрос редко получает достоверное решение без привлечения дополнительных или косвенных наблюдений". Именно стилистический анализ изваяний и позволил Э. Б. Вадецкой сделать вывод об их единстве и принадлежности к одной культуре.

Важно отметить, что изображения животных, в частности, быков (или коров), выполненные в типичной для окуиевской иконографии манере, имеют место и на монументальных произведениях, нередко являясь неотрывной частью композиции. 2. Мы далеки от мысли, что окуневское художественное творчество было неизменным во времени. Об этом говорят и попытки его типологизации, которые хотя и несовершенно, все же демонстрируют известное изменение формы и содержания.

В данном случае уместно вспомнить, что направления в художественном творчестве, к примеру, импрессионизм или кубизм, имея несомненные стилистические особенности, мало изменчивы (если вообще изменчивы) во времени. Поэтому и не следует ожидать от искусства той или иной культуры явлений (имеется в виду изменчивость формы), которые характерны для орудий труда или оружия.

Как правило, в искусстве разных школ происходит принципиальный отказ от используемых ранее канонов. 3. Одним из аргументов, которые всегда приводят сторонники многократного использования стел с рисунками, является как бы пренебрежительное отношение к ним людей при последующем применении.

Во-первых, плиты эти часто разбиты, во-вторых, рисунки нанесены порой не со стороны погребения, а с противоположной или с обеих сторон, наконец, в-третьих, изображения иногда не занимают центральной части плоскости, расположение их произвольно и, иными словами, не подчинено современным, понятным для нас, законам построения композиции.

Разумеется, данный аргумент весьма серьезен, чтобы удовлетвориться объяснением Э. Б. Вадецкой, что плиты с рисунками были хрупки, часто ломались и, утратив своё культовое значение, использовались их создателями для постройки погребальной камеры. Скорее всего, мы имеем дело с нарочитой небрежностью. Причем, "небрежностью" в нашем понимании. Уместно вспомнить своеобразное построение композиции, присущее для палеолитической живописи.

В Ллыамире например, изображения животных не только налегают одно на другое, но и порой развернуты в разных плоскостях, ещё более показательно, в интересующем нас плане, панно зала XI пещеры Ла Пасьега, где изображения не только налегают друг на друга и переданы в разных плоскостях, но и выполнены различными приёмами. "Обращаясь к первобытному искусству, следует помнить о его всеобщности. В отличие от искусства современного и "классического" периода оно представляет не отдельных художников, народы или страны и даже не расы и континенты, а прежде всего -определенную стадию развития человеческой культуры".

Естественно поэтому, что для корректной реконструкции первобытного творчества необходим учёт не только специфики уровня архаичного мышления, но и реконструкция всего уровня культуры, на котором создавалось анализируемое произведение, что по понятным причинам весьма и весьма сложно, а порой вообще невозможно.

Поэтому нет ничего удивительного, что для окуневцев, как и для каракольцев, подобный подход к оформлению погребальных камер был традиционен, хотя порой имеет место и понятное для нас размещение рисунков на могильных плитах.

Достаточно вспомнить хорошо известную в литературе плиту с быками из Разлива X. Предположим, однако, что все эти плиты из погребений, как окуневских, так и каракольских, когда-то стояли где-то в Хакасии или Горном Алтае. В таком случае возникает законный вопрос: почему ни одно изваяние в виде плиты (пригодной для последующего переоформления в погребение) не дошло до нашего времени? И это при обилии в данных регионах разновременных стел и изваяний.

Почему, наконец, использованные якобы вторично плиты встречаются только в захоронениях окуневской культуры (в Минусинской котловине)? Почему мы практически не встречаем их в захоронениях других эпох и культур, где также применялись плиты? И уж совсем непонятно, почему абсолютно аналогичное явление мы наблюдаем теперь уже и на Алтае, в каракольской культуре.

Почему, наконец, окуневцы использовали для своих погребальных камер стелы с весьма стнлистически и тематически ограниченным набором изображений? Ответ на эти вопросы может быть однозначен. Все дело в том, что данные плиты изготовлялись не просто современниками умерших, но именно для погребальных камер, а следовательно, являлись составной частью погребального обряда окуневцев. То же самое было присуще и каракольцам.

Теперь пришло время вернуться к предмету нашего исследования, точнее к аналогичным изображениям лосей на могильных плитах каракольского могильника. Они близки окуневским не только в силу идентичности отдельных персонажей, на которые справедливо указывает В. Д. Кубарев. Их сближает и то, что многие могильные плиты окуневской культуры так же, как многие каракольские, являются палимпсестами.

Наконец, как у окуневских могильных плит, так и у каракольских мы наблюдаем сочетание различных способов нанесения изображений выбивкой, прочеркиванием и гравировкой. Причем неопровержимость этого факта для окуневского искусства, думаю, настолько очевидна, что не требует дополнительных доказательств.

Поселение Тыткескень Поселение ТыткескеньПоселение Тыткескень находится в среднем течении Катуни...
Шлифованные ножи Шлифованные ножи Вогнутые шлифованные ножи представляют собой своеобразный...
Фрагменты керамики Фрагменты керамикиБыли найдены фрагменты керамики и куски дерева. Публикуя эти...
Участки карстовой системы Участки карстовой системыСохранились только наиболее удаленные от былого входа...