Научно исследовательский центр археологии
Турочакские писаницы Турочакские писаницыСопоставление первой и второй Турочакских писаниц показывает определенную близость этих памятников. Остановимся на данной проблеме более детально. Первое, что сближает эти местонахождения, способ нанесения рисунков. Все они выполнены красной (с различными оттенками)...
Истоки мировоззрения Истоки мировоззренияВероятно, именно в недрах окунёвской культуры следует искать истоки мировоззрения, обусловившего особенности наземных сооружений эпохи поздней бронзы, получивших наиболее яркое воплощение в планиграфии херексуров. Образно говоря: крест на донцах окунёвских...
Ритуальные памятники Ритуальные памятникиК вопросу о ритуальных памятниках эпохи бронзы южной Сибири: В разные годы авторами этой статьи были открыты своеобразные и по всем признакам близкие друг другу памятники эпохи бронзы, представляющие несомненный интерес для решения некоторых вопросов культурогенеза....
Окуневское искусство Памятники окуневского искусстваПредставляется, что памятники окуневского искусства, монументальная скульптура, наскальные изображения и мелкая пластика имеют достаточно много...
Персонаж Турочакской писаницы
Последний персонаж, представленный на второй Турочакской писанице, - бык. Животное изображено в той же манере, что и лоси первой писаницы. Причем, в отличие от охарактеризованного выше изображения лося корпус быка показан в профиль, лишь рога его развернуты в фас.

Аналогии данному изображению имеют место в окуневском искусстве, где определенная группа этих животных изображена с массивным торсом (Черновая VIII), с той лишь разницей, что на окуневских изображениях данных животных принципиально по-иному исполнены рога.

Вообще, эта стилистическая особенность окуневского искусства заслуживает, по нашему мнению, не меньшего внимания, чем уже показанная выше характерная черта подачи корпуса животного. Действительно, если внимательно посмотреть на изображения значительного количества окуневских быков, то мы увидим, что рога, в большинстве случаев, изображались как две параллельные дугообразные линии, чаще всего направленные вперед-вверх.

Почему нам представляется столь уж важным данный стилистический аспект? Прежде всего потому, что этот канон присутствует на многих стелах как дополняющий сложное изображение орнамент, на левом берегу р. Ташаба, у р. Кышта, у р. Аскыз и Белый Июс, в окрестностях села Усть-Барь, в окрестностях совхоза Степного на р. Уйбат, в аналогичном качестве фигурируют бычьи рога и при оформлении антропоморфных личин, нанесенных на плиты в погребальных комплексах, к примеру.

Черновой, и даже на зооморфном фантастическом существе, где изображены на его ногах, есть они и на солярных знаках. Подобный прием, используемый древним художником, можно прекрасно объяснить с точки зрения значения бычьих рогов как сакрального атрибута, примеры чему нетрудно найти в культурах эпохи бронзы Азии и Европы.

В данной связи интересно отметить, что аналогичным образом использовался реалистический элемент, как раздвоенный на конце хвост быка, на человеческой фигуре стелы из Аскыза, сюжет, на который уже обращали внимание исследователи. Если данная иконографическая черта действительно присуща (возможно, за редким исключением) окуневскому искусству, тогда на многие изображения животных и их датировку следует взглянуть с иных позиций.

Прежде всего, это значительная часть изображений Шалаболинских петроглифов. Особенно существенно, что некоторые из изображений быков с типично окуневскими рогами присутствуют на комплексах, где перекрыты фигурами лосей, выполненных в ангарском стиле. Данное наблюдение чрезвычайно важно в плане хронологии ангарского стиля, но об этом позже. По-видимому, следует признать, что основная масса изображений быков на сибирских писаницах относится к эпохе бронзы.

Разумеется, никто не ставит под сомнение существование в ранний период голоцена в Южной Сибири диких быков, однако как в культовой, так и в изобразительной практике (а для данной эпохи эти явления были неразрывны) бык становится ведущим персонажем в эпоху бронзы, чему можно привести десятки примеров из мировой археологии. Особенно это касается регионов Западной Сибири и Центральной Азии, где переход к производящей системе экономики, к скотоводству связан с эпохой бронзы.

Продолжая перечисление аналогий изображения быка второй Турочакской писаницы, следует указать на рисунки данных животных, переданных профильно. в статичной позе с развернутыми в фас рогами из Мугур Саргола (Тува), известны они и на многих петроглифах Горного Алтая, среди которых особо хотелось бы отметить изображения этих животных на плите из Озерного. где они без сомнения домашние, поскольку показаны художником привязанными за рога. Заканчивая рассмотрение аналогий, несколько слов все же необходимо сказать о зафиксированной Е. П. Маточкиным, но не сохранившейся личине.

Исходя из описания, приводимого выше, данное изображение, по-видимому, весьма напоминало аналогичные рисунки окуневского времени, также нанесенные на скалы красной охрой. Какие же выводы можно сделать, рассмотрев и проанализировав аналогии изображениям Турочакских писаниц? В настоящей работе, посвященной достаточно узкой проблематике, мне думается, не место давать критический анализ изложенных выше точек зрения на проблему датировки Сибирских петроглифов.

Это заняло бы не одну страницу и увело бы читателя в сторону от рассматриваемых вопросов. Разумеется, это не значит, что мы не имеем своего видения на данную проблему. Вкратце же следует сказать следующее. Предпочтение при датировке рассматриваемых сюжетов следует отдавать прежде всего стилистическому анализу изображений в контексте с палимпсестами.

Очень заманчивый и казалось бы весьма доказательный путь сопоставления наскальных рисунков с произведениями мелкой пластики, изображениями животных из закрытых комплексов работает далеко не всегда, хотя именно на таком подходе построен целый ряд хронологических схем для сибирских петроглифов.

Сопоставление произведения пластического искусства и рисунка на скале далеко не всегда корректно и может лишь говорить об общности персонажей. тогда как стилистические особенности, продиктованные. прежде всего, законами жанра, могут быть (а чаще всего именно так и бывает) различными. Лишь в тех случаях, когда и в наскальной живописи. и в пластике мы находим общность специфических особенностей стиля, можно уверенно пользоваться этими способами для датировки петроглифов.

Поселение Тыткескень Поселение ТыткескеньПоселение Тыткескень находится в среднем течении Катуни...
Шлифованные ножи Шлифованные ножи Вогнутые шлифованные ножи представляют собой своеобразный...
Фрагменты керамики Фрагменты керамикиБыли найдены фрагменты керамики и куски дерева. Публикуя эти...
Участки карстовой системы Участки карстовой системыСохранились только наиболее удаленные от былого входа...