Научно исследовательский центр археологии
Турочакские писаницы Турочакские писаницыСопоставление первой и второй Турочакских писаниц показывает определенную близость этих памятников. Остановимся на данной проблеме более детально. Первое, что сближает эти местонахождения, способ нанесения рисунков. Все они выполнены красной (с различными оттенками)...
Истоки мировоззрения Истоки мировоззренияВероятно, именно в недрах окунёвской культуры следует искать истоки мировоззрения, обусловившего особенности наземных сооружений эпохи поздней бронзы, получивших наиболее яркое воплощение в планиграфии херексуров. Образно говоря: крест на донцах окунёвских...
Ритуальные памятники Ритуальные памятникиК вопросу о ритуальных памятниках эпохи бронзы южной Сибири: В разные годы авторами этой статьи были открыты своеобразные и по всем признакам близкие друг другу памятники эпохи бронзы, представляющие несомненный интерес для решения некоторых вопросов культурогенеза....
Окуневское искусство Памятники окуневского искусстваПредставляется, что памятники окуневского искусства, монументальная скульптура, наскальные изображения и мелкая пластика имеют достаточно много...
свадебные фото
Сопоставление наскальных рисунков
Очень заманчивый и казалось бы весьма доказательный путь сопоставления наскальных рисунков с произведениями мелкой пластики, изображениями животных из закрытых комплексов работает далеко не всегда, хотя именно на таком подходе построен целый ряд хронологических схем для сибирских петроглифов.

Причин несовершенства такого метода я бы назвал несколько. Сопоставление произведения пластического искусства и рисунка на скале далеко не всегда корректно и может лишь говорить об общности персонажей тогда как стилистические особенности, продиктованные. прежде всего, законами жанра, могут быть (а чаще всего именно так и бывает) различными.

Лишь в тех случаях, когда и в наскальной живописи. и в пластике мы находим общность специфических особенностей стиля, можно уверенно пользоваться этими способами для датировки петроглифов. В качестве иллюстрации данного положения позволю себе привести лишь несколько примеров корректности подобного способа датировки.

Я имею в виду хронологическое определение В. В. Бобровым ряда изображений Новоромановской писаницы эпохой раннего железа и корректную, по нашему мнению попытку культурной идентификации изображений, поскольку стилистические особенности кулайского плоскостного литья, скелетный стиль, при нарочитой упрощенности и схематизации образа, нашли отражение и в наскальных изображениях.

Не менее показателен и интересен другой пример. Если посмотреть на пластику из погребений окуневской культуры, то и жезл, и миниатюрные антропоморфные изображения из могильника Черновая VIII и изображения животных и их голов из могильников Карасук и Стрелка стилистически не сопоставимы с окуневскими изображениями на могильных плитах и писаницах (кстати, на этот факт обращал внимание Я. А. Шер.

Но вот М. Н. Пшеницыной исследован могильник Черновая X, где на одной из плит в реалистической манере изображены фигуры женщин с распущенными волосами - особенность, характерная для ряда пластических изображений окуневской мелкой скульптуры. Таким образом, сопоставление из разряда предположений становится доказательным. Использование для датировки петроглифов мелкой пластики из погребений, при соблюдении вышеуказанного условия возможно лишь при надежной датировке погребального комплекса.

Классическим примером того, как неучет данного обстоятельства сыграл свою неблаговидную роль при датировке целого пласта сибирских писаниц, является широко известное погребение из Базаихи, где И. Т. Савенковым обнаружены скульптурки лосей. Датировав находки эпохой неолита, А. П. Окладников построил на этом основании хронологию наскальных изображений в том числе и интересующей нас Томской писаницы. Не менее бездоказательно отнес данное погребение к окуневской культуре Г. А. Ма-ксименков.

По-видимому, наиболее приемлемыми сравнениями петроглифов с реалиями из археологических комплексов могут быть рисунки антропоморфных и зооморфных изображений на керамике. Любопытно подчеркнуть, что рисунки на керамике, так же как и петроглифы, стилистически отличны от мелкой пластики той или иной культуры (сравните, например. изображения на сосудах самусьской культуры с пластикой). Корректность и убедительность таких сопоставлений доказали, например.

Э. Б. Вадецкая. сравнивая рисунки на керамике самусьской культуры и окуневские антропоморфные изображения и А. П. Окладников, используя эти данные для датировки антропоморфных изображений петроглифов Байкала и Енисея. Столь же доказательно выглядят сопоставления антропоморфных изображений на керамике эпохи бронзы Восточной Сибири с аналогичными сюжетами на петроглифах Олекмы и Верхнего Приамурья на что впервые обратили внимание А. П. Окладников и А. И. Мазин.

В настоящее время количество подобных изображений на керамике увеличилось. Весьма убедительные параллели антропоморфных изображений на поздненеолитической керамике с отдельными сюжетами наскальных изображений Урала приведены С. Ф. Кокшаровым.

Таким образом, возвращаясь в связи со всем сказанным к датировке ангарского стиля изображений. мы должны признать, что определение его путем проведения сопоставлений изображений животных на скалах с мелкой пластикой допускает весьма широкую датировку от эпохи неолита до развитой бронзы включительно. По крайней мере даже сторонники поздней датировки ангарского стиля считают, то он (стиль) зародился в эпоху неолита. Не исключено, впрочем, что именно так было и на самом деле.

По крайней мере сегодня мы должны признать, что у оппонентов, отстаивающих диаметрально противоположные точки зрения, нет достаточно аргументов для безапелляционного доказательства своей теории. Поэтому правильнее всего подходить к датировке отдельных изображений достаточно индивидуально, с учетом особенностей территории и самого памятника. Нет сегодня оснований сомневаться в том, что изображения, выполненные в ангарском стиле, не только доживают до окуневского времени, но и существуют в это время.

Данную концепцию основательно аргументировал Н. В. Леонтьев, а нам, в настоящей работе, хотелось бы привести некоторые дополнительные аргументы в её пользу. Чрезвычайно интересные результаты были получены при исследовании Шалаболинских петроглифов Б. Н. Пяткиным и А. И. Мартыновым.

Работая над значительным количеством палимпсестов, обнаруженных на памятнике, исследователи пришли к совершенно правильному выводу: "Анализ случаев взаимоперекрывания одностилистических рисунков свидетельствует о принадлежности их к одной большой группе изображений, характеризуемых единой художественной традицией.

Зафиксированные факты повторяемости перекрывания лошадей сохатыми, сохатых быками, быков лошадьми и т. д. свидетельствуют в пользу одновременности их создания, т. е. создания в одну эпоху, что подтверждается единством стиля этих изображений". После такой посылки совершенно алогичным звучит вывод, который делают авторы далее: "На Шалаболинских скалах есть случаи перекрывания ранних изображений рисунками окуневского времени (Камень 33).

Именно поэтому можно говорить о доокуневских композициях, широко представленных на Шалаболинских скалах". Действительно, с одной стороны, авторы пишут о том, что многократное перекрытие ещё не говорит о существенной хронологической разнице рисунков, с другой - тут же разделяют их на окуневские и доокуневские.

Беда в том, что авторы не учитывают, что окуневские изображения наносились и краской, и выбивкой, и граффити, причём сочетания этих различных способов исполнения рисунка нередко встречаются на одних композициях и одних рисунках!. Достаточно вариабельны и персонажи наскальных изображений окуневской культуры, где присутствуют рисунки как домашних, так и диких животных.

Если же мы посмотрим на рассматриваемые Б. Н. Пяткиным и А. И. Мартыновым комплексы с точки зрения отмеченных выше нами стилистических особенностей, характерных только для окуневского искусства, то мы увидим, что и на камне 74, и на камне 102 изображения быков имеют рога, нарисованные в типичной для данной культуры манере. За это говорит и статичность позы изображенных животных. Кстати сказать, М. П. Грязнов считал изображения быков Шалаболина окуневскими.

Поселение Тыткескень Поселение ТыткескеньПоселение Тыткескень находится в среднем течении Катуни...
Шлифованные ножи Шлифованные ножи Вогнутые шлифованные ножи представляют собой своеобразный...
Фрагменты керамики Фрагменты керамикиБыли найдены фрагменты керамики и куски дерева. Публикуя эти...
Участки карстовой системы Участки карстовой системыСохранились только наиболее удаленные от былого входа...