Научно исследовательский центр археологии
Турочакские писаницы Турочакские писаницыСопоставление первой и второй Турочакских писаниц показывает определенную близость этих памятников. Остановимся на данной проблеме более детально. Первое, что сближает эти местонахождения, способ нанесения рисунков. Все они выполнены красной (с различными оттенками)...
Истоки мировоззрения Истоки мировоззренияВероятно, именно в недрах окунёвской культуры следует искать истоки мировоззрения, обусловившего особенности наземных сооружений эпохи поздней бронзы, получивших наиболее яркое воплощение в планиграфии херексуров. Образно говоря: крест на донцах окунёвских...
Ритуальные памятники Ритуальные памятникиК вопросу о ритуальных памятниках эпохи бронзы южной Сибири: В разные годы авторами этой статьи были открыты своеобразные и по всем признакам близкие друг другу памятники эпохи бронзы, представляющие несомненный интерес для решения некоторых вопросов культурогенеза....
Окуневское искусство Памятники окуневского искусстваПредставляется, что памятники окуневского искусства, монументальная скульптура, наскальные изображения и мелкая пластика имеют достаточно много...
видеосъемка свадьбы в воронеже недорого Песок с доставкой новосибирск
Технология изготовления посуды
Абсолютное большинство сосудов изготовлено ленточным способом. Ленты накладывалась друг на друга, о чём свидетельствуют следы пальцев как на внутренней, так и на внешней стороне многих сосудов. Особенно четко видны отпечатки пальцев на придонной части сосудов, оставшиеся после соединения дна с туловом.

Поверхность керамики заглаживалась пучком травы, о чём свидетельствуют полосы, имеющие общее направление, или мокрой тряпочкой. На внутренней стороне сосудов, затертых мокрой тряпочкой, заглажены выпуклости от ямок. Внешняя поверхность таких сосудов более ровная, и орнамент выполнен ровными рядами. Там, где тесто хорошо промешано, сосуды тонкостенны. Толщина стенок сосудов 2,5-10 мм.

Толщина придонной части - 8-10 мм, а у сосудов Ш типа достигает 20 мм. Исследование днищ сосудов показывает, что они изготавливались как на ровной поверхности (камни, доски), так и на земле (на многих днищах глубокие вмятины, шероховатость поверхности). Второй способ изготовления выдавливание сосуда из целого куска глины. Этот способ использовался для выделки очень маленьких сосудов. Керамика изготовлялась из красной, реже - белой глины.

В качестве примеси использовалась дресва - дроблёный гранит. Для приготовления теста в одних случаях употребляли сортированные примеси (только мелкие или крупные зерна), в других - без сортировки. На больших сосудах видны зерна 3-4 мм в диаметре. В хорошо промешанном тесте преобладает мусковит (керамика из очага). Редко в качестве примеси использовался шамот.

Хронология. При сравнивании материала Сайлапского и Курлапского городищ с другими памятниками Верхней Оби, Новосибирского Приобья, Прииртышья, Горного Алтая прослеживаются определенные аналогии. Железный нож из Сайлапского городища находит параллели в памятниках Верхней Оби, Прииртышья, имеет широкий хронологический диапазон и датируется первой половиной I тыс. н. э. Коллекция костяных наконечников стрел городищ представлена 4 черешковыми (2 ромбических и 2 трёхгранных) и 1 ромбическим с шинами. Эти наконечники абсолютно идентичны наконечникам стрел из памятников Верхней Оби и Горного Алтая.

Подобные наконечники имеют очень широкий территориальный и хронологический период бытования: "... Были широко распространены в раннем железном веке и существовали на территории Сибири вплоть до средневековья". Глиняные пряслица Курлапского городища имеют аналогии в памятниках Новосибирского Приобья: Каменный мыс, курганный могильник Ордынское 1, Ордынское 9, причём, аналогии прослеживаются как в форме, так и в орнаментации.

Керамика V типа (поддоны) находит аналогии в памятниках Каменный мыс, Усть-Ирмень. Часть керамики городищ представлена сосудами с "харннзиками", аналогии которым также ведут в Новосибирское Приобье: Ордынское 9, Ирмень 1, Усть-Ирмень, причем на этих венчиках прослеживаются аналогии не только в форме, но и в орнаментации - отпечатки гладкого или гребенчатого штампа, а по ним нанесены ямки. В Верхнем Приобье венчики с "харнизиками" встречены в памятниках Фоминского этапа БЕ IV и БЕ VII, где посуда этого типа составляет соответственно 8 и 9,5%,

Эти признаки в керамике Сайлапского и Курлапского городищ свидетельствуют о том, что вторая волна продвижения куланских племен оказала влияние и на население предгорий Алтая. Поэтому нижняя дата существования городищ определяется не раньше времени существования памятников на Верхней Оби БЕ 4 и БЕ 7, отражающих процесс взаимодействия продвигающихся в Верхнее Приобье куяанских племён а местных Верхнеобских.

О датировке Верхнеобской культуры и последовательности 3 её этапов среди исследователей нет единого мнения. Впервые Верхнеобская культура была выделена М. П. Грязновым и разделена на 3 последовательных этапа: одинцовский (II-IV вв. н. э.), переходный (V-VI вв. н. э.), фоминский (VII-VIII вв. н. з.). В. Н. Чернецов подверг сомнению датировку фоминского этапа и отнес его ко II в. до н. э. - II в. н. э. Л. Р. Кызласов определяет одинцовский и переходный этапы как одновременные и датирует их II-IV в, н. э.. А. К.

Амброз датирует одинцовский этап V-VI в. н. э., переходный определяет не позже VII в. н. э., а фоминский относит к VIII в. н. э. А. П. Уманским были раскопаны могильники Верхнеобской культуры на Верхнем Чу-мышег где наряду с хорошо датирующимся инвентарем IV-V в. н. э, был сосуд переходного этапа. Более убедительной мне представляется датировка Т. Н. Троицкой фоминского этапа в Новосибирском Приобье 1-Ш в. н. э С учётом датировки Т. Н.

Троицкой памятников Верхней Оби БЕ IV и БЕ VII концом I и всем П в. н. э. нижняя дата существования Сайлапского и Курлапского городищ определяется не ранее И в. н., э. Определить верхнюю дату их существования при отсутствии датирующих предметов очень трудно. Аналогии в орнаментации части керамики городищ встречены во всех 3 этапах Верхнеобской культуры (орнаментация ямками, рядами гребенчатого или гладкого штампа). Поэтому общая датировка памятников может быть определена только предположительно в рамках первой половины I тыс. н. э.

Хозяйство было комплексным. Его основу составляло скотоводство. Культурный слой Курлапского городища насыщен костями животных, определение которым дал А. В. Гальченко. Крупный рогатый скот занимал ведущее место в 3 слоях Курлапского городища (118 костей минимум от 19 особей). Большую роль играло коневодство (99 костей минимум от 15 особей) и овцеводство (16 костей минимум от 6 особей). На городище обнаружены также кости свиньи.

Земледелие. О наличии земледелия свидетельствуют находки куранта и обломков зернотёрок. Однако земледелие не имело важного значения в хозяйственной жизни населения городищ. Охота на диких копытных животных (лоси, благородные олени, косули, кабаны, куланы) занимала важное место в хозяйстве. Рыболовство. О рыболовстве свидетельствуют находки каменных грузил, костей осетровых рыб.

Рыболовство не могло не играть значительную роль для населения, живущего на берегу реки, богатой рыбой. О прядении и ткачестве свидетельствуют находки глиняных пряслиц. Железоделательное производство. На основании находок железных предметов (нож, проколка), шлаков, а также запекшихся капелек железа можно сделать вывод о том, что население городищ само плавило железо. О масштабах этого производства и способе плавки пока данных нет. Культурная принадлежность.

Хронологически время существования городищ Сайлап и Курлап укладывается в рамки фоминского и переходного этапов Верхнеобской культуры с учетом убедительной передатировки этапов 1. Н. Троицкой. Однако характеристика керамических комплексов городищ свидетельствует о культурном своеобразии этих памятников. Для керамики Сайлапского и Курлапского городищ и посуды Верхнеобской культуры (всех 3 её этапов) характерно различие в форме сосудов, хотя в орнаментации проявляются устойчивые аналогии.

Основной орнаментальный мотив керамики городищ (один или несколько рядов ямок по венчику) характерен также и для посуды Верхнеобской культуры всех 3 её этапов. Этот признак объединяет памятники предгорий Алтая и Верхней Оби в отличие от памятников фоминского этапа Новосибирского Приобья, где процент керамики, орнаментированной ямками, очень мал.

Посуда, орнаментированная ямками, и без орнамента свидетельствует о местном комплексе керамики, не испытавшей влияния кулайцев. В орнаментации керамики городищ характерны такие мотивы, как ряды отпечатков ногтевых вдавлений, сочетание ногтевых вдавлений и ямок, различные комбинации из небольших округлых вдавлений, которые не находят аналогий как в памятниках этого периода Верхней Оби, так и Новосибирского Приобья и свидетельствуют о своеобразии данной группы керамики.

Аналогии в форме придонных частей сосудов Сайлапского и Курлапского городищ прослеживаются с керамическим комплексом Т тыс. и. э. поселения Майма-1, где все выделенные типы природных частей сосудов представлены в посуде Сайлапского и Курлапского городищ. Аналогии отмечены и в орнаментации венчиков, а также в технологии изготовления керамики. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что памятники предгорий Горного Алтая первой половины I тыс. н. э. составляют свой культурный круг.

Различия с памятниками Верхнеобской культуры прослеживаются и в хозяйственной деятельности. В памятниках фоминского этапа Верхней Оби и Новосибирского Приобья уменьшается культурный слои, редко встречаются кости животных, и Т. Н. Троицкая делает предположение, что "в конце фоминского этапа население не имеет прочной оседлости".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в. первой половине I тыс. н. э. в Предгорьях Алтая, в отличие от племён Верхнеобской культуры (фоминского и переходного этапов), население жило в укреплённых городищах, вело комплексное хозяйство при ведущей роли скотоводства, находилось в тесных контактах с кулайскими племенами Новосибирского Приобья и населением Верхней Оби, но отличалось от них своей культурой и этнической принадлежностью. Отсутствие исследованных могильников и других памятников этого периода не позволяет сделать вывод о характере культурной принадлежности.

Своеобразным феноменом культуры средневековых кочевников Евразии является торевтика - один из основных видов декоративно-прикладного искусства. Образцы художественной обработки металла отражают уровень технологии, эстетические вкусы, мировосприятие их создателей. Являясь таким многогранным источником, торевтика имела важное значение в изучении средневековой культуры. Особое направление в культурологии занимает изучение восточной торевтики.

Основное внимание исследователей было сосредоточено на анализе богато декорированной посуды из драгоценных металлов. Широкое отражение в научных работах получила важная проблема - этнокультурные связи на материалах торевтики. Менее изучена поясная и сбруйная фурнитура - богатейший источник изучения кочевнических культур средневековья в Центральной и Восточной Европе, Средней Азии и Южной Сибири.

Работы, исследующие отдельные элементы поясных наборов, их декор, не исчерпывают научную проблематику этого источника. Во второй половине I тыс. н. э. в Южной Сибири расцветает яркое орнаментальное искусство. Распространяются новые технологии декоративной обработки, новые формы украшений и их декора. Торевтика этого времени - важнейший источник и богатый носитель информации этнокультурных контактов.

В наборе разнообразных узоров, украшающих металлические изделия, появляются заимствованные мотивы, известные в религиозном искусстве соседних стран. Эти орнаментальные мотивы несут важную информацию о синкретизме эстетических и идеологических представлений номадов, о направленности этнокультурных контактов.

Их фиксация и анализ особенно важны ввиду ограниченности сведений о религиозных представлениях южносибирских кочевников в средневековье и отсутствия иных видов источников. Основа нашего исследования - образцы торевтики кочевников Южной Сибири второй половины I тыс. из погребеннй, поселений, а также случайные находки, хранящиеся в музеях Сибири, Государственном Историческом Музее и Эрмитаже, на которых присутствуют канонические мотивы. К ним мы относим изображения, стилистические особенности которых близки известным в религиозном искусстве.

Поселение Тыткескень Поселение ТыткескеньПоселение Тыткескень находится в среднем течении Катуни...
Шлифованные ножи Шлифованные ножи Вогнутые шлифованные ножи представляют собой своеобразный...
Фрагменты керамики Фрагменты керамикиБыли найдены фрагменты керамики и куски дерева. Публикуя эти...
Участки карстовой системы Участки карстовой системыСохранились только наиболее удаленные от былого входа...