Научно исследовательский центр археологии
Турочакские писаницы Турочакские писаницыСопоставление первой и второй Турочакских писаниц показывает определенную близость этих памятников. Остановимся на данной проблеме более детально. Первое, что сближает эти местонахождения, способ нанесения рисунков. Все они выполнены красной (с различными оттенками)...
Истоки мировоззрения Истоки мировоззренияВероятно, именно в недрах окунёвской культуры следует искать истоки мировоззрения, обусловившего особенности наземных сооружений эпохи поздней бронзы, получивших наиболее яркое воплощение в планиграфии херексуров. Образно говоря: крест на донцах окунёвских...
Ритуальные памятники Ритуальные памятникиК вопросу о ритуальных памятниках эпохи бронзы южной Сибири: В разные годы авторами этой статьи были открыты своеобразные и по всем признакам близкие друг другу памятники эпохи бронзы, представляющие несомненный интерес для решения некоторых вопросов культурогенеза....
Окуневское искусство Памятники окуневского искусстваПредставляется, что памятники окуневского искусства, монументальная скульптура, наскальные изображения и мелкая пластика имеют достаточно много...
онлайн казино малина
Турочакские писаницы
Сопоставление первой и второй Турочакских писаниц показывает определенную близость этих памятников. Остановимся на данной проблеме более детально. Первое, что сближает эти местонахождения, способ нанесения рисунков.

Все они выполнены красной (с различными оттенками) краской, в основе которой содержится охра и другие, пока не известные нам, но, по-видимому, органические компоненты. Этот аргумент в пользу близости рассматриваемых памятников весьма существенен ещё потому, что все петроглифы Горного Алтая, за исключением отдельных изображений на могильных плитах Озерного и Каракола, нанесены выбивкой и гравировкой.

Второе, что сближает оба памятника, - это общий персонаж - лось, являющийся главным "героем" рассматриваемых полотен. Третья, очень важная черта, заключается в близости стилистических особенностей изображений на обоих памятниках. Все персонажи выполнены реалистично в профильном исполнении, фигуры показаны динамично, в движении. Наконец, для обоих памятников характерна так называемая "скелетная" манера подачи образа.

Все сказанное позволяет, думается, сделать однозначный вывод о культурно-хронологической близости рассматриваемых писаниц. Однако наряду со сходством имеют место и различия. Прежде всего следует отметить, что на второй Турочакекой писанице присутствует новый персонаж - бык, знаки в виде креста, способ и манера исполнения которых не позволяют сомневаться в их принадлежности к единому культурно-хронологическому массиву.

Несколько в иной манере. чем все остальные персонажи обоих памятников, подан лось второй Турочакской писаницы. Наконец, существует и еще одно различие первой и второй Турочакских писаниц. Так, если на первой писанице все животные направлены вниз по течению реки, то на второй они ориентированы в противоположном направлении.

Исходя из проведенных сопоставлений, первая Турочакская писаница выглядит как будто бы более архаично, чем вторая. Однако, если это и так, то временной интервал между ними был весьма незначителен. поскольку сюжеты, сближающие эти два памятника, очень существенны и весомы. Таким образом, думается, что правильнее всего рассматривать эти два памятника в совокупности. как имеющие близкую (если не идентичную) хронологию и одинаковую культурную принадлежность.

Остановимся прежде всего на проблеме хронологии рассматриваемых памятников. В свое время (1978 г.), интерпретировав первую Гурочакскую писаницу, академик А. П. Окладников и автор этих строк склонны были датировать её эпохой неолита, однако в настоящее время, когда в Сибири и Центральной Азии накоплен принципиально новый и относительно неплохо датированный материал по первобытному искусству, данная точка зрения требует существенной коррекции.

Рассмотрим прежде всего аналогии турочакским изображениям лося - ведущего персонажа данных петроглифов. Очевидно, что контурные изображения. где целиком закрашивались голова и ноги, а туловище обведено, одновременны целиком закрашенным и выполненным в так называемой "скелетной" манере персонажам.

Об этом неопровержимо свидетельствуют рисунки первой скалы (первая Турочакская писаница) и особенно ее второй грани. Изображения второй грани ярко свидетельствуют еще и о том. что животные, показанные как в прыжке, с параллельно разбросанными передними и задними конечностями. гак и идущие шагом или бегущие "иноходью" (используя терминологию для скаковых лошадей)

Когда передние и задние ноги животного изображень порой пересекающимися под его брюхом. входят в единую композицию и несомненно одновременны. Аналогии данным изображениям мы находим в рисунках Енисея и Томи, стилистическая близость которых была продемонстрирована А. А. Формозовым, чему способствовало впоследствии выделение так называемой ангарской традиции или ангарского стиля.

Так очень близкие параллели, выполненные выбивкой по контуру с целиком проработанными ногами и головой, в равной степени с полностью проработанным корпусом или с вертикальными полосками "скелетного" стиля, можно видеть в петроглифах Ангары. Минусинской котловины Томи. Наиболее близкие территориально изображения, выполненные в абсолютно аналогичной стилистической манере, причем столь же вариабельно, недавно обнаружены на погребальных плитах Каракольского могильника.

Определенные аналогии можно провести и с петроглифами Куюса, датированными В. А. Окладниковым эпохой неолита. Таким образом, круг аналогий очевиден (хотя, при желании, его можно и дополнить, но в данном случае это не принципиально). Однако па хронологию данных изображений точки зрения весьма различны.

Так А. П. Окладников датировал петроглифы Ангары эпохой неолита. к этой же точке зрения примкнул впоследствии и А. И. Мартынов. Аналогичным образом датировали эти исследователи и рассматриваемые сюжеты Томских писаниц. По существу, этой же датировки придерживаются Н. Л. Подольский и Я. А. Шер. причем последний считает, что изображения Томской писаницы являются завершающими для ангарского стиля. К неолиту отнес изображения лосей на могильных плитах Каракола и В. Д. Кубарев, полагая, что ранее они (плиты) использовались как стелы.

Несколько более осторожно к датировке подобных изображений подошли Б. Н. Пяткин и А. И. Мартынов, называя их ранними, доокуневскими рисунками Шалаболинских скал. что само по себе существенно расширяло возможное время их бытования, однако в конце параграфа авторы все-таки делают все тот же вывод, хотя опять-таки с оговоркой, которую, впрочем, невозможно истолковать читателю сколько-нибудь определенно. Цитирую: "Таким образом, некоторая часть изображений относится к неолитическому времени". Однако на датировку рассматриваемых изображений существует и иная точка зрения.

Так в конце 60-х п. А. А. Формозов выделил группу животных с "отсеченной" головой и отнес их к эпохе раннего металла, к 11 тыс. до н. э. (время. соответствующее в данном регионе Западной Сибири эпохе раннего металла). отнес А. А. Формозов и изображения лосей Томской писаницы. Еще более молодой возраст данных изображений предложил Н. В. Леонтьев. Главным аргументом его концепции было сопоставление стилистических особенностей Томских изображений лосей с рисунками данных животных в окуневском искусстве.

Эту идею Н. В. Леонтьева приняла С. В. Студзидкая. также датировав изображения лосей Томской писаницы эпохой бронзы. Исследователь считает, что "начальную стадию такой манеры можно проследить на писаницах Прибайкалья в гла-зковское время...". Прежде чем приступить к анализу приведенных точек зрения, правильнее всего будет определить круг аналогий другим изображениям Турочакских писании.

Несколько слов о рисунке лося второй Турочакской писаницы. Его изображение почти не отличается от остальных рисунков анализируемых памятников, кроме одной, чрезвычайно важной, на наш взгляд, детали, заключающейся в особом своеобразном показе задней части туловища животного, которая, как задние ноги, как бы развернута в фас.

Уместно подчеркнуть, что подобный стилистический приём характерного показа задней части туловища быка, передаваемой как бы развернутой в фас. характерен только для изображений окуневской культуры эпохи бронзы Минусинской котловины, причем данный приём использовался при изображении не только быков, но и других животных и зооморфных существ.

Причем такая трактовка наверняка не случайна, ибо, как неоднократно отмечали практически все исследователи, занимающиеся проблемами окуне век ого искусства, задняя часть изображений животных особо подчеркивалась нанесением на ней креста, личины или других изображений.

Особенно важно, что отмечаемая нами особенность характерна для всех видов животных и зооморфных изображений в окуневском искусстве, что позволяет назвать эту особенность тем самым содержательным элементом в стилистике искусства данной эпохи, который (элемент), как наглядно и убедительно продемонстрировал.

А. Шер, способен создавать образы различных зооморфных персонажей в результате замены содержательных элементов при сохранении основных изобразительных инвариантов, характерных для стиля определенной эпохи. Чтобы убедить читателя в правильности выдвигаемого нами положения, позволю себе привести достаточно объёмный перечень аналогий. Таким образом, приведенные аналогии однозначно указывают на хронологическую принадлежность рассматриваемого изображения. В данном случае необходимо подчеркнуть ещё два момента.

Следует помнить, что изображение лося второй Турочакской писаницы является лишь частью композиции, тогда как остальные её элементы - изображения в виде крестов, расположенных над животным. Совершенно аналогичные приемы в изображении креста, как косого, так и прямого, опять-таки хорошо известны в окуневской икопографии.

Более того, интересная параллель напрашивается в изображениях трех прямых крестов Турочакской композиции и замечательного панно Шалаболинских петроглифов, где от рук антропоморфного существа отделяются по три прямых креста. Изображения лосей второй и первой Турочакских писаниц, несомненно, связывают рисунок лося, нарисованного на второй скале (четвертая грань) первой Турочакской писаницы.

Дело в том. что манера оформления задней части этого животного широкой полосой (в отличие от скелетных, более тонких линий) - позволяет сближать его как с лосем, выполненным в манере, характерной только для окуневского искусства, так и с рисунками ангарского стиля. Последний персонаж, представленный на второй Турочакской писанице, - бык. Животное изображено в той же манере, что и лоси первой писаницы.

Причем, в отличие от охарактеризованного выше изображения лося корпус быка показан в профиль, лишь рога его развернуты в фас. Аналогии данному изображению имеют место в окуневском искусстве, где определенная группа этих животных изображена с массивным торсом (Черновая VIII), с той лишь разницей, что на окуневских изображениях данных животных принципиально по-иному исполнены рога.

Вообще, эта стилистическая особенность окуневского искусства заслуживает, по нашему мнению, не меньшего внимания, чем уже показанная выше характерная черта подачи корпуса животного. Действительно, если внимательно посмотреть на изображения значительного количества окуневских быков, то мы увидим, что рога, в большинстве случаев, изображались как две параллельные дугообразные линии, чаще всего направленные вперед-вверх.

Почему нам представляется столь уж важным данный стилистический аспект? Прежде всего потому, что этот канон присутствует на многих стелах как дополняющий сложное изображение орнамент, на левом берегу р. Ташаба, у р. Кышта, у р. Аскыз и Белый Июс, в окрестностях села Усть-Барь, в окрестностях совхоза Степного на р. Уйбат, в аналогичном качестве фигурируют бычьи рога и при оформлении антропоморфных личин, нанесенных на плиты в погребальных комплексах, к примеру.

Поселение Тыткескень Поселение ТыткескеньПоселение Тыткескень находится в среднем течении Катуни...
Шлифованные ножи Шлифованные ножи Вогнутые шлифованные ножи представляют собой своеобразный...
Фрагменты керамики Фрагменты керамикиБыли найдены фрагменты керамики и куски дерева. Публикуя эти...
Участки карстовой системы Участки карстовой системыСохранились только наиболее удаленные от былого входа...